Кольский 2014

Автор: Смирнов Сергей (morze)

Экспедиции на Кольский описаны уже тысячу раз, поэтому расписывать подробно все не имеет смысла. Поэтому так кратенько... :-)

В составе экспедиции три экипажа. Илья с Татьяной на Land Cruiser prado, Костя и Маша на Оpel frontera и Ваш покорный слуга c Маргаритой и Егором на Great Wall hover. Выезд решили устроить в воскресенье, кстати это решение понравилось тем, что Москва уже пуста, да и целый субботний день на окончательные сборы позволяет не забыть ничего, ну почти ничего. :-)

Встреча в 7 утра у XL в начале Ярославки и практически пустая дорога по традиционному маршруту на Кольский (Ярославль, Вологда, Вытегра) и первая ночевка на Онежском озере. Спокойное, теплое озеро и немножко комаров, совсем немножко.

За следующий день доезжаем до Рабочеостровска, и встав на ночевку на берегу Белого моря намереваемся на следующий день сходить на Соловки.

Ну кто бы мог подумать, что билет на корабль до Соловков надо бронировать заранее по телефону или в интернете, а так их просто не купишь и соответственно билетов на утренний и обеденный рейс нет. У охраны договариваемся за те-же деньги (1000 руб) с человека с местным капитаном на его кораблике сплавать на Соловки и обратно. Корабль оказался маленькой лодочкой в которую еле поместились мы все и слава Богу на море был штиль. В общем мы часа за 4 доплыли, погуляли по монастырю, и вечером на той-же лодочке вернулись без Кости и Маши к машинам и отьехав мимо основной трассы в сторону Калевалы, встали лагерем на берегу р. Кемь.

На следующий день дорога на Рыбачий, заезд в супермаркет в Кандалакшу и ночевка в прекрасном месте на берегу оз. Имандра на княжьей губе. Место так понравилось, что решили устроить там дневку. Красивейшее озеро, чистый вход в прозрачнейшую воду, вот только трасса в 100 метрах, но большие камни и корягине пускают к берегу недоприводыJ. На следующий день нас ждет Мурманск, Титовка, (появился перед ней на трассе пост пограничников где проверили у всех паспорта) и трясучий грейдер до Муста-Тунтури. Рыбачий встретил дождем, холодом и сильнейшим ветром с моря. Два дня холода и сырости и попытки укрыться от вездесущего ветра в ожидании экипажа Кости. Попытка поймать крабов увы не увенчалась успехом, к маяку постоянно подьезжают различные экспедиции, но в основном как всегда москвичи и питерцы. Не дождавшись Кости в условленном месте 10-го августа решаем ехать на Мотовский залив но как раз по дороге к нему встречаем его и решаем прокатиться в Зубовскому заливу. А потом поехать на Мотовский и там порыбачить. Что и было сделано. Погода наладилась, солнце греет, нашли отличное место у речки с подветренной стороны и огромными залежами черники. Две дневки, огромное количество наловленной ребятами рыбы (сайда, скумбрия, камбала) море черники. Рыбачий как и прежде радует своими красотами и печалит разрушенными и брошенными военными городками, но стали строить домики для туристов и уже катают на квадроциклах по полуострову. Народу как всегда много, то там, то здесь кто-то или стоит или едет, Красота, но даже такой расслабляющий отдых начинает надоедать и снимаемся и двигаемся уже на юг, через п-ов Средний в обратную сторону.

А затем круг по берегу п-ова Средний мимо "двух братьев"и других чудес природы, а так-же береговых пушек времен Второй мировой войны. Далее дорога через Никель на Мурмаши. Г. Никель в дыму и выжженная земля вокруг произвели удручающее впечатление. В соседних городках очень много воинских частей, часть зданий заброшена, но видно что началось активное восстановление обороноспособности страны. Дорога сначала отличного качества, потом похуже а затем километров 20 приличного грейдера и опять асфальт и редкие, редкие встречные машины. Где-то схватил саморезв левое переднее колесо. В Мурмашах починили и затарившись в супермаркете двинулись на Кировск и Хибины. Кировск понравился своей чистотой и каким-то уютом в кольце гор. Далее наша цель озеро Гольцовое, дорога к которому проходит по живописному ущелью. Черная туча над ущельем и грохот молний добавляли остроты ощущений, а потом нас встретили снежники, яркая радуга и красивые глубокие броды на пути к озеру. Опять пара ночевок на берегу озера, шатер и баня, поставленные Костей очень выручали. При частых дождях очень уютно сидеть всем под навесом. А баня оказалась очень полезной в таких поездках без ночевок в отелях. Кастрюля горячей и холодной воды решают вопрос с помывкой. Вдоль озера проходит много пеших туристов, становятся лагерем такие-же путешественники как мы и постоянно гоняют на нивах местные, так что особого уединения не получилось, В самом Гольцовом рыбы не нашлось, хотя мальки и плавают, и ввиду отсутствия рыбы и хорошей погоды снимаемся, и заправившись в Апатитах двинулись на Кандалакшу, где опять под дождем затариваемся в супермаркете и направляемся в сторону Кумской ГЭС. Дождик прекратился, проглядывает солнышко, Зареченск, грейдера и вот мы у ГЭС. Сверху плотина, закрытая с двух сторон. Охранник с автоматом. Уж не знаю, сделали ли нам разрешение но показываю ему копию факса, отправленного еще из Москвы и куда-то позвонив он открывает нам проезд.

А дальше дорога стала совсем дикой и пустой, здесь видимо очень мало кто проезжает. Зато именно здесь полностью наслаждаешься безлюдностью мест, настоящей глухоманью. По мере приближения к парку Паанаярви стали появляться охотничьи домики, хутора и деревеньки, перестроенные под рыбаков. Машины с местными номерами, Питерские и везде сущие московские. Дорога улучшилась. И дальше продвижение на юг не представляет труда даже для легковых авто. Единственное к г. Воттавара мы подьехали с западной стороны и пришлось штурмовать ее по азимуту вверх, пересекая болото, непролазную сащу с поваленными деревьями и подьем в гору средь валунов и коварных щелей, прикрытых толстым слоем мха. Итого 2 км до вершины растянулись на два часа подьема. Виды с горы открываются очень красивые, огромные просторы Карелии с пятнами озер и мрачные обугленные остатки деревьев на самой горе посреди болота и огромных мраморных глыб. Здесь во время гроз наверное нереально красиво и страшно от молний, притягивающихся этим пупом земли над равниной. Обратная дорога была ничуть не легче, начало смеркаться да и "леший водил". Если посмотреть трек навигатора, то петляли мы будь здоров, забирая то влево то круто вправо. В итоге к машинам спустились практически в темноте, но по сложившейся традиции поехали искать ночевку на берегу очередного озера. Далее на юг немногочисленные деревеньки и городишки с финскими названиями, помывка в гостиничном номере в Пяозере. (отдельно такой услуги нет, но купили один номер на сутки и все желающие с удовольствием смыли многодневную грязь и усталость и даже кое-что постирали.). От Суоярви до пересечения трассы Петрозаводск-Сортавала сплошной грейдер, иногда с мучительной гребенкой. Но зато при выходе на трассу идеальнейший асфальт, но уже плотный траффик, и красивые виды на Ладогу.

К Рускеале, приехали уже поздно, под вечер, накрапывал дождик, поэтому только прогулялись по тропе а на лодках в мраморном карьере уже не плавали. (по тропе 150 с человека а лодка 400 на час на 4-х человек.)

В поисках сьезда к озеру Вахваярви заплутали и наткнулись на странные дороги в лесу. Грейдера отличного качества никуда не ведущие а просто петляющие без определенной схемы. Как потом выяснилось это скорее всего дороги для перемещения пусковых установок военных.

Именно в южной Карелии у меня появилось чувство заграницы, чисто, ухожено, лица не славянские, и финские названия добавляли колорита. Очень удивил грейдер от Сортавалы на Питер. Уж думал здесь-то все в порядке с дорогами, а нет. Проезжаем красивый и уютный город Приозерск, все улыбаются, машут нам, музыка, шарики, флаги. День города. Раз уж едем недалеко от Ладоги, то решили на ней и сделать ночевку и с третьего раза нашли отличный песчаный пляж, правда с соседями но они совсем не напрягали. Песчаный пляж, место для костра с дровами, отсутствие мошки и комаров и звуки там-тамов. Что еще надо для отличного вечера на берегу? Разве что воду бы потеплее.

Утро. Успеваем спокойно собраться и выехать и начинается дождь. Ну куда уж без него. На обед останавливаемся в Кировске, случайно попав в музей "прорыва обороны Ленинграда". Несколько танков-участников прорыва и диорама. И очень интересная экскурсия, слушаешь и поражаешься в очередной раз самопожертвованию наших дедов, их силе. Поразил факт постройки ж.д. для подвоза техники. Зимой в морозы под постоянными бомбежками за 15 дней 33 км. А мы сейчас три года мост в Крым почти за 8 миллиардов долларов собираемся строить....

К Новгородскому озеру Ильмень приезжаем в сумерках, а озеро то обмелело и реальный берег намного дальше места предполагаемой стоянки. Гармин уверяет что едем по озеру, так что покружившись встаем недалеко, у бережка реки Веряжи около ее впадения в озеро. Опять накрапывает дождь. В местных деревнях кстати до сих пор очень много колодцев «журавль» чем мы и не преминули воспользоваться для пополнения воды в канистрах.

Пасмурное утро, успеваем посетить Новгородский кремль, послушать интересную экскурсию у памятника тысячелетия Руси (как всегда пристроившись в хвост к экскурсионной группе) и под начавшийся ливень зависаем на несколько часов в Макдональдсе у вокзала в попытке немного просохнуть. И летим в Псков. Разбивка лагеря под дождем порядком надоела, вещи все сырые и решаем первый раз за всю экспедицию заночевать в гостинице. Но Псков неприятно поражает высокими ценами. Номера на 2+1 почти везде от 3000 руб, что частные мини-отели что государственные. часа два колесим по городу. Или совсем старая общага или 3000 за ночь. И уже совсем отчаявшись случайно натыкаемся на только что открытый гостехаус за 400 с человека. Все новое, чисто и уютно. Правда тесновато в номере и кровати 2-х ярусные, но есть Wi-Fi и большой телек. Большая общая кухня и опять дождь за окном.

Утром наконец-то долгожданное солнце, жарко, и побродив по Кремлю(город мы вчера успели посмотреть, ища гостиницу) едем на Изборск и Печоры. А Вы знали что царь Николай именно во Пскове отрекся от престола Российской Империи? Нет? Вот и мы не знали. Центр города очень красив. В нем уютно умещаются старые купеческие здания, остатки крепостной стены c и изгибы реки Великой. Может это просто наконец-то появившееся солнце все украсило и оживило? В Изборске и Печорах тоже очень красиво и на удивление чисто. Может большой наплыв туристов даже в будни заставляет поддерживать порядок а может близкое соседство с прибалтикой приучило людей быть культурнее. Обратная дорога лежит южнее Пскова через Великие Луки на Москву. Опять переменчивая погода, то тучи то чистое небо и постоянный ветер, и радуги…радуги…кругом… очень, очень красиво. Остается завершающий пункт этой поездки. Давно хотели посетить источник Волги, а он почти по дороге, и свернув в сторону Осташкова, сделав ночевку на оз. Охват, утром двигаясь дальше неожиданно видим указатель на источник Западной Двины (4 км.). Дорога к нему в конце непроезжабельна совсем и последний километр идем пешком.... Скромно, очень скромно (по сравнению с источником Волги отмечено место.) затем большой крюк километров в 150, хотя по прямой между ними всего 40 км. Деревня Волговерховье, здесь начинается Великая русская Река. Здесь всего 5-6 домов и вместо магазина приезжает автолавка. Здесь нет асфальта, но есть женский монастырь, и от всего этого веет каким-то спокойствием и силой. Глядя от источника Волги в сторону убегающего ручейка кажется что Волга течет вверх. Не укладывается в голове что вот этот малюсенький ручеек, над которым можно руками делать мостик из-за обилия ручейков, впадающих в него, уже километров через 10 становится достаточно большой рекой, а затем Великой Волгой, протянувшейся больше чем на 3500 километров, являющейся одной из самых больших рек в мире и самой большой в Европе. Заставляющей строить мосты над собой более двух километров и дающей жизнь Каспийскому морю.

Дорогу домой от Селигера решил проложить через Торжок. Она оказалась из-за ремонтов и пробок на ленинградке значительно длинней дороги через Ржев но были вознаграждены прекрасными видами вечернего Торжка в лучах вечернего солнца средь облаков. И часов в 12 ночи наконец завершили свое очередное путешествие, пробираясь среди многочисленных фур в подмосковных пробках.

P.S. Пробег составил примерно 5500км. Машина как всегда на отлично. Потрачено около 70000 рублей. Срок поездки 24 дня. Огромное спасибо всем ребятам, составившим нам компанию.

Технический раздел (FAQ)

Общий (50)

Off-road (7)

Двигатель (19)

4JX1 (12)
4JB1 (2)
VM41B (2)
X22XE (2)
6VE1-6VD1 (4)
C24NE (5)
23DT-23DTR-23YDT (4)
4ZD1 (2)
X22DTH (2)
4ZE1 (3)
X20DTH (1)
2.5DTS (1)
Общие вопросы (19)

Подвеска (3)

Трансмиссия (24)

Электрика (30)

Софт (ПО) (5)

Яндекс.Метрика
Creature of Monster